Охота на кабана
Дикий кабан по внешнему виду напоминает домашнюю свинью, чьим предком он и является. И это несомненно так, потому что на свиней одомашнивание не наложило глубоко отпечатка — если свинья сбежит, то она с легкостью одичает.
Параметры дикого кабана: длина туловища — больше 1,5 м; вес — около 150 кг (но может достигать 250 кг); рост в холке — около 1 м; на морде клыки — от 15 до 25 см; хвост — 25 см.
Повадки кабана. Живут они в стадах. Стадо — это особи женского пола с поросятами, самцы держаться на расстоянии и приближаются к стаду только во время брачного периода. Самка и поросята спят вместе, тесно прижавшись к друг другу.
Кабаны практически всеядны. В поисках еды оставляют после себя перерытую землю — они разыскивают личинок, червей, клубни и корневища. Правда, самым лакомым блюдом у этого животного являются желуди, которые кабаны откапывают даже на глубине десятков сантиметров. Но если вблизи их обитания есть поля с культурами возделываемые человеком, то там они частые гости. Лакомиться любят в темное время суток летом и днём зимой.
Кабаны прекрасно слышат и имеют тонкое обоняние, но видят сравнительно плохо, поэтому при встречном ветре можно к ним тихо приблизиться на очень короткое расстояние. Эти звери очень быстро бегают, поэтому неподготовленному человеку лучше с ними не встречаться.
Охота на кабана. Охотиться на кабанов небезопасно для жизни — самцы нередко бросаются на охотников и могут нанести смертельные раны своими клыками, а самки сбивают весом с ног и топчут передними копытами. Поэтому охотиться надо имея основательную подготовку, либо пользоваться услугами охотхозяйства, в которых часто есть специальные вышки, платформы для охоты и необходимые условия. Также охотиться на кабанов можно со специально притравленными на них собаками или подкарауливать в местах кормежки. Наиболее убойные места у кабана — голова, шея и грудь. Сюда обычно его и стреляют. Подходить к упавшему после выстрела кабану следует очень осторожно. Показателем будут уши зверя: если они прижаты — зверь жив и в любой момент может броситься на охотника. Преследовать или разыскивать раненого кабана ночью недопустимо. Ему нужно дать отлежаться до утра, и только. При дневном свете можно начать розыск, взяв с собой собак. Раненый кабан в густых зарослях может быть очень агрессивен.
Охота из засидок на потравах
Это способ практикуется, когда свиньи начинают совершать набеги на поля созревающих сельскохозяйственных культур. Главными условиями успеха этого способа являются хорошее укрытие и подходящее направление ветра. Ветер должен дуть от кормового поля в сторону засидки и ни в коем случае не наоборот.
Засидки обычно устраивают на подходящих деревьях у кромки поля, недалеко от кабаньих троп, так как сверху лучше наблюдать за зверем. При этом сектор предполагаемой стрельбы всегда выбирается с таким расчетом, чтобы стрельба велась на открытое пространство, а не в направлении опушки, поскольку в сумерках, и особенно ночью, на фоне леса кабаны будут невидимы.
Можно, конечно, устроить скрадок и на земле, но внизу труднее увидеть кабанов, так как будут мешать стебли растений, да и учуять охотника животные могут быстрее. Скрадок нужно занимать не менее чем за полтора часа до прихода кабанов, чтобы за это время улетучился запах ваших следов. Приближающееся стадо слышно издалека (хруст валежника, топот, повизгивание поросят). Перед полем звери обычно останавливаются и прислушиваются. Первыми на открытое место выходят подсвинки, потом свиньи с поросятами. Секач всегда выходит последним.
Охота из засидок на Северном Кавказе имеет свои особенности. Кабаны -сладкоежки и любят полакомиться дынями и арбузами, причем всегда выбирают самые спелые. Охочи они и до яблоневых садов. С наступлением лунных ночей некоторые охотники роют днем глубокие засидки прямо на бахчах и в садах. А с наступлением темноты часами ожидают в них прихода кабанов. Как ни осторожен кабан, но порой он подходит к стрелку буквально на 10-15 шагов.
Охота с вышки у подкормки
Этот способ является разновидностью охоты из засидок и принципиально мало чем от него отличается. Разница заключается в том, что искать и выбирать место для засидки не нужно, так как оно уже выбрано, а сама засидка уже сделана и, как правило, капитально. Кабанов тоже не нужно искать, они придут сами и будут толочься на чистом месте в каких-нибудь 15-20 метрах от вышки.
Весь смысл охоты этим способом сводится к тому, чтобы без курения и кашля дождаться прихода кабанов, а затем пальнуть из ружья в крупную и неподвижную мишень. Кажется, всего и делов-то! Однако на практике все обстоит значительно сложнее. Это только для «крутых» подкормочные площадки у вышек бывают подсвечены, а в руках у них крупнокалиберные охотничьи карабины с прицелами ночного видения. Простым же смертным, особенно если нет луны, зачастую приходится сидеть в кромешной темноте.
Стрелять в этих условиях непросто. Если прицелиться по направлению еще можно, так как на фоне снега кабаны довольно хорошо просматриваются, то правильно прицелиться по тангажу практически невозможно, ибо ни мушки, ни прицельной планки ружья не видно. Приклеивание полосок белой бумаги на прицельную планку или покрытие мушки светящимся составом желаемого эффекта не дают. Кто-то придумал использовать светодиоды в комплекте с круглой батарейкой на 1,5 вольта. И дело пошло!
Один светодиод стали крепить около мушки, второй — посередине прицельной планки. Ну, а дальше кто как приспособится. Включается эта «система» только в момент прицеливания.
Охота из-под собаки с подхода
Это один из самых интересных и добычливых способов охоты. Но в этом случае нужно обладать твердостью духа, железной выдержкой и уверенностью в своих силах, а ваши собаки должны хорошо «держать» зверя. В противном случае испытывать судьбу я не рекомендую! Авось да небось здесь неприемлемы!
Если собачий лай все время слышится с одного места, значит, собаки остановили и «держат» кабана. В этом случае нужно не мешкая поспешить на помощь своим четвероногим друзьям. Если же голоса собак перемещаются, значит, зверь уходит, а собаки его преследуют. Нужно или пойти на перехват, или пуститься вдогонку: все зависит от характера местности и складывающейся обстановки.
Подходить к кабану всегда нужно сзади или сбоку и по возможности ближе. Стрелять обязательно стоя, а не с колена, чтобы в случае промаха заряд ушел в землю, а не понесся куда-то вдаль. Ведь кроме вас в этом участке леса могут находиться и другие охотники, да и просто случайные люди.
Долгое время при охотах на кабана применялись лайки и гончие, От последних, кстати, вскоре пришлось отказаться, так как, притравленные по кабану, они отказывались работать по другим объектам. А вот лайки используются до сих пор и заслуживают самой высокой оценки. Они оказались вне конкуренции. Западносибирские лайки работают по кабану азартно, с большой злобой, останавливают его болевыми хватками сзади (по месту), ловко отскакивают от ударов зверя, не давая ему передвигаться. Однако из-за своего гладиаторского склада характера часто гибнут.
Охота скрадыванием без собаки
Это наиболее сложный способ охоты. Скрадывать кабанов лучше всего с наступлением темноты, в мягкую, ветреную погоду, когда они находятся на жировке. Кормящееся стадо свиней обычно создает много шума. Охотники этим пользуются и порой подходят к кабанам вплотную. Но для этого нужно увидеть зверя раньше, чем он обнаружит ваше присутствие.
Подходить к кабану нужно с подветренной стороны и делать это только тогда, когда он ест (слышно чавканье) и вертит хвостом. Если он перестал есть (не слышно чавканья), а его хвост повис, значит, он на что-то обратил внимание и прислушивается — замри и не шевелись, Движение можно возобновить, когда вновь послышится чавканье.
Можно скрадывать кабанов и на лежках, но делается это днем, по белой тропе. Двигаться следует осторожно, часто останавливаясь и тщательно осматривая все подозрительные места: разрытые муравейники, черные пятна под лапами развесистых елей, где кабаны любят устраивать свои гайна. Отдельные особи спят настолько крепко, что к ним можно подойти буквально на 20-30 шагов.
Подкарауливание кабанов в тростниковых зарослях
Этот способ особенно эмоционален, так как тут нет ни деревьев, за которые при необходимости можно было бы спрятаться, ни пней или валунов, куда можно было бы запрыгнуть, чтобы уклониться от атаки кабана. Да и под ногами всегда трясина, которая значительно сковывает движения охотника. Однажды, находясь в Польше, мне довелось принять участие в подобной охоте. Нас было трое. Торные тропы, по которым кабаны передвигаются в тростниковых джунглях, нам показал егерь. Здесь уместно заметить, что кабаны по своей природе являются консерваторами. Они любят ходить одними и теми же тропами, жировать и проводить дневной отдых на постоянных местах.
Я выбрал место метрах в 10 от протоптанного кабанами лаза, зарядил ружье и стал ждать. Сумерки быстро сгущались. Место, на которое я опрометчиво встал, оказалось довольно топким, и уже через несколько минут мои ноги по щиколотки погрузились в черную, зловонную жижу.
- Нужно было бы доску подложить под ноги», — мелькнула в голове запоздалая мысль. Но, как говорится, «хорошая мысля приходит опосля!». О том, чтобы переступить с ноги на ногу, не могло быть и речи. Сразу такой чавкающий звук разнесется, что дальнейшее подкарауливание кабанов потеряет всякий смысл. Пришлось смириться с создавшейся ситуацией и с тоской наблюдать, как мои ноги все глубже и глубже погружались в трясину. Положение сложилось дурацкое, и мне стало как-то не по себе.
Но тут совсем рядом грохнул выстрел, послышался визг подсвинка и топот бегущего стада. Я снял свой «меркель» с предохранителя и приготовился встретить эту бегущую ораву. Но этого, на мое счастье, не произошло. Чавкающий звук десятков копыт стал удаляться и вскоре совсем исчез. Вновь установилась звенящая тишина. Я с большим трудом высвободил свои ноги из трясины и закурил. Руки предательски дрожали…
А теперь по возможности подробно остановимся на коллективной охоте по кабану. Самым массовым и популярным способом такой охоты, несомненно, является загон. Внешне он очень напоминает облавную охоту на лося. Однако имеет свои особенности, поскольку сопряжен с определенным риском как для загонщиков, так и для стрелков.
Выгнать кабанов туда, куда они идти не хотят, практически невозможно. Они будут отстаиваться в наиболее крепких местах, метаться перед загонщиками и в конце концов прорвутся через линию последних. Вспоминается одна из моих первых охот в Германии. Тогда мы в первом же загоне удачно обложили небольшое стадо. В основном это были кабанчики прошлогоднего помета, которые то и дело мелькали перед глазами загонщиков, предпочитая их шумное соседство зловещей тишине, стоящей на стрелковых линиях.
Мы трижды прочесали этот участок, но на стрелков кабанов так и не выставили. Очевидно, стадом руководил кто-то, обладающий солидным опытом и знающий, что тишина впереди обманчива и что она в любой миг может взорваться грохотом выстрелов. Тогда мы оставили стрелковую линию лишь в торце загона, а все остальные плотной шеренгой еще раз попытались вытолкнуть эту хитрую компанию под выстрелы. В случае прорыва кабанов через цепь загонщиков было разрешено стрелять в окладе, но только «в угон».
И вот когда шеренга загонщиков уже в четвертый раз приблизилась к стрелковой линии, кабаны пошли на прорыв. Один из участников охоты потом рассказывал:
«Слышу, как впереди «ухнул» кабан и затрещали кусты. Первая мысль — определить направление его движения и уступить дорогу». Едва он успел отскочить в сторону, как из чащи, метрах в двух левее, выскочил громадный секач. Щетина на загривке дыбом, из клыкастой пасти падает белая пена… Не успев как следует приложить ружье, он выстрелил. Естественно, мимо. Следом за секачом выскочила крупная свинья и как раз под планку ружья охотника. Выстрел пришелся по убойному месту, и тем не менее свинья пробежала еще метров 100. Нашли ее без особого труда: кусты слева и справа по ходу ее движения были обильно забрызганы кровью.
Если в загоне нет собак, то первыми из оклада всегда выходят свиньи с поросятами. Перед стрелковой линией, стоящей, как правило, на просеке или вдоль дороги, они обычно останавливаются, топчутся на месте, принюхиваются и лишь потом идут на прорыв, При этом изменить направление их движения уже ничто не может: ни вид стоящих стрелков, ни крики загонщиков, ни грохот выстрелов. Как правило, это происходит на участках с самой густой растительностью и плохим обзором. Ждать выхода кабанов на чистом месте бесполезно.
При наличии в окладе собак, а тем более если те уже обнаружили свиней и с голосом их гонят, последние всегда уходят от своих преследователей на махах и уже не делают никаких остановок. Мчатся, как говорится, «сломя голову». В Германии и странах Восточной Европы в качестве гончих собак часто используют ягдтерьеров и такс, которых загонщики обычно носят на руках и выпускают «в полаз» только с началом загона. Безусловно, остановить кабана они не могут, но направление его движения обозначают довольно четко.
Секачи во время облавных охот почти всегда стоят на одном месте. Они настороженно прислушиваются к происходящему, принюхиваются и покидают свой «отстой» только после окончания гона и снятия охотников со стрелковых номеров. Иногда они идут в сторону наибольшего шума и прорываются через цепь загонщиков.
В отличие от своих собратьев, секачи обычно выходят из оклада там, где поставить стрелков никому даже в голову не пришло: голыми вырубками, в сторону деревни и т.п. Собак секачи не боятся. Добыть старого секача на облаве — дело случая, и происходит это крайне редко. Об одном таком случае я расскажу. Было это в Германии. В тот раз мы охотились вместе с немцами. А по их правилам стрелков расставляют на номера спиной к загону и стрельба разрешается только по зверю, выходящему из оклада.
Меня поставили на лесной дороге, проходившей через плотную посадку молодого ельника, макушки которого едва доставали мне до подбородка. Сверху беспрерывно сыпал мелкий дождик вперемешку со снегом. Все мы изрядно промокли и продрогли. Чтобы патроны в патронташе не разбухли, я спрятал его под маскировочный костюм и застегнулся на все пуговицы. В двух первых загонах зверь на стрелковую линию не выходил, и я, откровенно говоря, на встречу с кабаном уже и не рассчитывал.
Но едва прозвучал рог, оповестивший охотников о начале гона, как у меня за спиной стало твориться что-то невероятное: лай собак, стрельба, крики загонщиков. Ощущение такое, словно при большом стечении зрителей на соревнованиях по стендовой стрельбе ты стоишь на четвертом номере площадки круглого стенда и ждешь вылета тарелочки, только вот не знаешь, когда и в какую сторону придется стрелять, а потому и поглядываешь то влево, то вправо.
По мере того как загонщики приближались, напряжение нарастало. В окладе по-прежнему яростный лай собак и крики загонщиков, а на моем номере глухо, «как в танке». Я уже хотел было помянуть руководителя охоты недобрым словом, как справа хрустнула ветка. Резко поворачиваю корпус вправо: метрах в 12 от меня перебегает дорогу громадный секач, В какой-то миг он перегородил ее всю, как плотина речку.
Стреляю навскидку. Мимо! А передняя часть туловища кабана уже скрылась в ельнике. Почти броском делаю поводку ружьем влево и нажимаю на второй спусковой крючок. Есть! Вижу, как «закипели» верхушки ельника, обозначая движения кабана. Пробежав по инерции метров 10, он энергично разворачивается в мою сторону. Судорожно рву застежки на маскировочном костюме, пытаясь добраться до патронташа, клапаны которого (какая беспечность!) тоже застегнуты.
Сосед слева бежит по дороге ко мне на выручку. Но я уже выдернул один патрон и вложил его в патронник. «Стой!» подаю ему знак рукой и вижу, как через то место, на котором он только что стоял, проносится целое стадо кабанов, преследуемое собаками. А впереди меня, в ельнике, злобный лай и какие-то хлюпающие хрипы. Макушки елочек успокоились. Перевожу дыхание.
Наконец лес оглашают звуки рога — сигнал отбоя. Начинаю продираться сквозь ельник к своему трофею, ориентируясь на голос собаки. Да вот он! Лежит головой в мою сторону: уши обвисли, щетина не дыбится. Собака, почувствовав мое приближение, смело бросается на тушу и начинает теребить кабана за «пятак» — никакой ответной реакции. Кажется, «дошел». Но тем не менее обхожу кабана стороной, чтобы подойти сзади, ружье наизготовке. Трогаю кабана ногой, его тело заколыхалось, словно холодец. Вот теперь точно — готов. Сосед рядом. Появляются другие охотники. Подходит руководитель охоты, ломает еловую веточку и, смочив ее в крови, торжественно прикрепляет к моему головному убору.
Поведение кабана после выстрела
Кабан удивительно крепок на рану, Если раненный в живот лось проходит 200-300 метров, кабан при таком ранении идет несколько километров. Иногда после удачного выстрела по лосю лесной великан падает, как подкошенный, и остается на месте. А вот при охотах на кабана я не помню ни одного случая, чтобы даже после выстрела «по месту» кабан падал замертво. Обычно он еще какое-то время бежит. С пробитым сердцем он может уйти на 100 метров.
Особенно крепок на рану кабан поздней осенью, когда у него под кожей образуется калкан. Верным признаком ранения кабана является опущенный хвост. По сравнению с другими копытными, раненый кабан дает значительно меньше крови, что объясняется затягиванием раны жировой тканью. Даже при серьезном ранении кровь появляется на следу не сразу, а лишь после двух-трех прыжков. Обычно же кровь в виде редких капель появляется через 100-150 метров, Поэтому обязательно нужно пройти по следам стреляного зверя не менее 250 метров, даже при заявлениях стрелявшего, что он промазал.
Обилие крови на снегу говорит о серьезном ранении. Если кровь бьет толчками — пробито сердце. Наличие множества распыленных капелек крови свидетельствует о ранении легких. Иногда при попадании заряда кабан издает охающий звук, подсвинки взвизгивают. При попадании заряда в верхнюю часть туловища кабан корчится, в нижнюю — подпрыгивает. Если зверь после падения пытается подняться на передние ноги — поврежден позвоночник. Если после выстрела кабан падает и несколько секунд бьется на земле, а затем поднимается и бросается прочь — это говорит о касательном ранении черепа.
Меры предосторожности
Если есть возможность, всегда занимайте стрелковое место у дерева, пня или валуна, чтобы в случае опасности можно было спрятаться за ними. Становясь на номер, сначала уясните расположение соседних номеров, обозначьте себя поднятием руки и только после этого заряжайте ружье.
Ни в коем случае не стреляйте по неясно видимой цели, на шорох или шум. Не сходите с номера, пока не будет дана команда «отбой». Но даже после этой команды подходите к упавшему зверю осторожно, с ружьем, готовым к выстрелу. Лучше всего подходить сзади или сбоку. Подходить спереди нельзя. Довольно часто кабан кажущийся убитым, на самом деле еще жив и имеет достаточно сил, что бы броситься на приближающегося к нему охотника. Всегда обращайте внимание на его уши и шерстный по кров на загривке: если уши прижаты, а щетина на загривке стоит дыбом значит, зверь еще жив и опасен. Но подходя слишком близко, сделайте контрольный выстрел в ухо.
Имейте в виду, что старый секач по еле выстрела может броситься на охотника, даже не будучи ранен. Никогда не стреляйте по кабану «в штык» лучше пропустите его и ударьте в 6oк или по хребту в угон. Лучшие выстрелы — под ухо и под переднюю лопатку.
Преследование раненого кабан; всегда опасно. В этих случаях он забивается в самую крепь, затаивается и как правило, бросается на подходящего охотника. Уклониться от его броска можно, отскочив в сторону. Пробежав мимо, кабан редко повторяет свою атаку. Случайное падение охотника в этой ситуации обычно заканчивается трагически. Никогда не начинайте тропить раненого кабана в сумерки, а также не пускайте по следу сразу двух собак, так как в паре от теряют осторожность.