Карело-финская
Предки финнов с древних времён (ёщё до их распространения по территории современной Финляндии) разводили красивую, подвижную и самостоятельную охотничью собаку, которая в последствии была названа Суоменпистикорва — финской птичьей лайкой (в наше время – финский шпиц, см. фото с медведем — великолепный кобель, чемпион Финляндии по экстерьеру и рабочим качествам). Многие века эта порода собак обитала и культивировалась на территории восточной Финляндии и Карелии. После Октябрьской революции 1917 года в России финские и карельские отродья этих собак оказались отделёнными друг от друга. Финские кинологи и собаководы продолжали разводить свою породу в «чистоте», а советские карелы…, в общем началась метизация финской птичьей лайки с другими отродьями. Не смотря на смешивание (метизацию) с местными собаками финская птичья лайка хорошо сохраняла свой тип и в 30-х годах была выделена кинологами г. Ленинграда в самостоятельную группу лаек карело-финского типа. Целенаправленная племенная работа позволила закрепить этот тип, увеличить поголовье собак и к началу Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. принять в СССР временный стандарт финно-карельской лайки. Этот стандарт практически полностью сохранился и в наше время (будучи сходным со стандартом финского шпица, он имел и отличия для ФКЛ – свойственный породе прилегающий шёрстный покров, не очень яркий окрас, допускаемые крупные белые пятна на груди и ногах, не очень строгие требования к характеру завитка и манере ношения хвоста) . Во время блокады г. Ленинграда почти всё поголовье собак съели (простите за правду), однако удалось (видимо на периферии) сохранить несколько замечательных производителей, плюс Родина и Сталин позаботились о собаководстве и создали около г. Медвежьегорска (Карелия) гос. питомник КФЛ типичного местного поголовья (не очень хорошего экстерьера, по сравнению с Ленинградскими). Все эти очень важные, а иногда и героические усилия, плюс завоз после войны из Финляндии чистых «финнов», позволили в конце 50-х годов в Ленинграде и Москве создать достаточно многочисленное поголовье карело-финских лаек. Пиками развития породы были 50-е – начало 60-х и конец 70-х годов. Этому есть понятное объяснение – голодные послевоенные и скромные семидесятые…, а некрупную собаку содержать легче.
В настоящее время порода карело-финской лайки переживает не лучшие времена. На выставках, испытаниях и охотах мы видим очень маленькое поголовье собак, видим «беззубость» и крипторхизм (кобели без семенников), видим нетипично мелких и сухих (беднокостных) собак. Мне кажется, что российской кинологической общественности надо честно признать, что есть замечательная, единственная и неповторимая порода охотничьих собак – финская птичья лайка (финский шпиц) и необходимо сконцентрировать свои усилия для возрождения и популяризации в России этой породы лаек…, а голос у «хорошей финки» просто потрясающий!
Стандарт породы КФЛ (в скобках финского шпица)
Самая мелкая из всех пород Российских лаек. Общий формат у кобелей почти квадратный, у сук немного растянут. Голова сухая, умеренно клинообразная, с сухой заострённой мордой, которая значительно короче черепа. Длина черепа равна или немного больше его ширины. Переход ото лба к морде плавный, но ясно заметный. Затылочный бугор выражен слабо. Уши небольшие, с заострёнными вершинами, поставлены широко. Глаза округлые, чем темнее, тем лучше. Взгляд живой, выразительный. Чутьё чёрное, при светло рыжем окрасе допускается коричневое. Конечности сухие, лапа округлая. Прибылые пальцы на задних ногах не допускаются. Шёрстный покров прилегающий. Хвост кольцом или в тугом завитке. Окрас рыжий всех оттенков (светло палевый и бледно-рыжий нежелательны). Окрас не однотонный, нижние части туловища, хвоста и гачи всегда светлее спины и головы. Допускаются белые отметины и пятна на груди, животе, кончике хвоста и на ногах, чёрная маска на морде, отдельные черные волоски на спине и верхней стороне хвоста.
Общий вид. Небольшого роста, крепкая, подвижная. Высота в холке у кобелей 42-48см, у сук 40-46см.
Голова. При взгляде сверху клинообразная. Теменной гребень и затылочный бугор выражены слабо, переход от лба к морде слабо заметен. Верхняя линия лба и линия морды параллельны. Морда заострённая. Губы тонкие, сухие, плотно прилегающие, не отвислые.
Уши. Небольшие, стоячие, подвижные, в форме несколько вытянутого треугольника с острыми вершинами.
Глаза. Небольшие, овальные, с умеренно косым разрезом век. Темно карие.
Туловище. Грудь глубокая, уплощенная, холка хорошо развитая, спина прямая, мускулистая, поясница короткая, выпуклая, круп широкий, короткий, почти горизонтальный, живот хорошо подобран.
Конечности. Прямые, параллельные, задние расстелены несколько шире передних. Лапы округлые с плотно сомкнутыми пальцами.
Хвост. Поставлен высоко, загнут кольцом на спину или прижат к бедру, допускается хвост серпом. Равномерно опушен, доходит до скакательного сустава или на 1-2см короче.
Шерсть. Жесткая, прямая, густая, с мягким, пышным подшерстком. На голове, ушах и передних ногах волос короткий. На задних ногах заметно выражены очёсы. На нижней стороне хвоста волос заметно удлинён. На шее и на плечах более длинный волос образует баки и пышный воротник.
Охотничьи свойства породы КФЛ
Тип высшей нервной деятельности КФЛ очень возбудимый, собаки очень подвижные, азартные и контактные с человеком (требуют понимания, ровного и мягкого обращения, очень обидчивы, не переносят побоев). Предназначается КФЛ для добычи мелких пушных зверей и птиц. Обладает исключительно тонким слухом, что позволяет эффективно работать по боровой дичи, белке и кунице. Известны случаи использования КФЛ для охоты на копытных и даже медведя.